Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Яковлевская средняя общеобразовательная школа" Елабужского муниципального района Республики Татарстан

 

Андрей Петрович Чураев

 

 Фотография 1948 г.

  

 

 

АМО-Ф-15- первый советский автомобиль, выпущенный на заводе АМО (ЗИЛ)

 

 

 

Андрей Петрович Чураев, Уроженец с. Яковлево, Бывшей Вятской губернии, Елабужского уезда. Здесь он родился и рос.

В воспоминаниях он рассказывал: «Мой отец рано умер. Всю свою жизнь он ковырял землю, чтобы семья не умерла с голода, добывал кусок хлеба. Мать всех детей растила одна. Очень трудно и ей, и нам жилось. Но мать всех нас подняла на ноги…»

Андрей Петрович закончил Яковлевскую начальную школу. В селе пережил события гражданской войны.

На заре расцвета новой жизни судьба привела А. П. Чураева на Московский автозавод. Он отдаст заводу все свои силы и способности. Здесь осуществятся его мечты овладения знаниями, опытом.

Как известно, Московский автозавод был основан в 1916 году. Но его действительная история началась лишь после Октябрьской революции 1917 года. Трудно начиналась в нем работа: не хватало стройматериалов, квалифицированных кадров. Восстановленные автомобили бездействовали, простаивали на заводском дворе не имея сбыта. Цеха были не загружены заказами. Шли слухи о передаче завода в концессию. Вопрос заказов не решался, что волновало рабочих.

Опыта массового автомобильного производства у заводцев не было. Для его изучения работники завода направлялись в развитые капиталистические страны. В то время, когда дипломатических отношений между СССР и США не было с одной из таких групп во главе с директором И. А. Лихачевым в США выехал и А. П. Чураев. Андрей Петрович рассказывал о поездке: "На заводе Форда советских специалистов встречали пренебрежительно, сухо. Американцы гордились, что к ним приехали большевики на выучку. После пребывания у Форда был устроен прощальный обед. Обращаясь к И. А. Лихачеву Форд сказал: «Дорогой мистер Лихачев, вы видите, что дороги ведут в Америку. Вы крупный советский промышленник, многому научились у нас. Ведите хозяйство у себя по-нашему, и вы добьетесь успеха»

И. А. Лихачев, со свойственной ему прямотой, ответил Форду: «Спасибо за науку, мистер Форд! Но к вашей речи я должен сделать некоторые поправки, во–первых я не промышленник, не богатый хозяин, как вы, а рядовой советский человек, поставленный на пост директора завода. У нас хозяин – народ, а я его слуга… Хозяйство наше мы будем строить не по–вашему, а по своему»

Рабочие завода настойчиво переносили все трудности, продолжали заново перестраивать автозавод. Андрей Петрович вместе с молодым коллективом терпеливо, уверенно и упорно овладевал знаниями автопроизводства. Их заслуги, их исследования, научные разработки прочно внедрены в производство. В настоящее время трудно будет найти человека, который не был бы знаком с автомобилями марки «ЗИЛ».

Андрей Петрович Чураев много вложил своего труда в создание автозавода имени И. А. Лихачева. Его главной заботой была забота о человеке, простом, не выдуманном, действующем на производстве. В двадцать лет с небольшим он был выдвинут на руководящие должности. Руководил, учился и учил сам. Инструктор Чураев часто показывал личный пример молодым начинающим рабочим. Сам Андрей Петрович быстро рос и мужал квалифицированным мастером на глазах у коллектива.

В течение нескольких созывов Андрей Петрович избирался членом парткома. Заведовал ФЗУ, затем был директором техникума, готовил кадры, в которых в те годы испытывалась большая нужда. С 1930 – 1938 годы учебные заведения завода подготовили 5136 квалифицированных специалистов, свыше 300 техников по холодной обработке металла, 43 тысячи рабочих были подготовлены к сдаче государственных экзаменов.

Автозавод с каждым годом быстро рос, превращался в многотысячного гиганта. А. П. Чураев долгие годы будто дирижировал кадрами, воспитывая и расставляя их по специальности.

В годы Великой Отечественной войны завод продолжал жить. Днем и ночью его цеха ковали оружие победы, с конвейера шла боевая продукция для фронта. Враг приблизился к Москве. Назревала опасность. Автозаводцы не дрогнули. Работа продолжалась. Только частично началась эвакуация оборудования и ценностей завода. А. П. Чураев вошел в состав группы эвакопункта из ответственных руководящих работников и дирекции.

В послевоенные годы завод снова вскоре заработал на полную мощность. О путях развития ЗИЛа широко освещено в документах, в печати и воспоминаниях участников событий.

В последующие годы Андрей Петрович Чураев занимал пост главного инженера завода, заместителя генерального директора, генерального директора завода ЗИЛ. В период строительства уральского автозавода как человек, обладающий огромным опытом, был в качестве заместителя генерального директора командирован в г. Миасс для оказания практической помощи.

Перед тем как уйти на заслуженный отдых А. П. Чураев возглавлял лабораторию резания, а затем посвятил себя созданию книги о заводе. Книга опубликована под названием «История Московского автозавода имени И. А. Лихачева». В дальнейшем коллектив авторов под руководством А. П. Чураева издал книгу «Завод и люди». Эта книга о простых рабочих ЗИЛа, которые писали историю своим трудом у багранок, кузнечных молотов, в лабораториях и конструкторских бюро.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»